Ваш город:

Рождество с детьми: что нужно знать детям о православных праздниках?

4 янв. 2021 г.
0
1173

Надо ли говорить с детьми о религии вообще, и как праздновать с ними Рождество, чтобы праздник для них был наполнен не только весельем, но и смыслом? Давайте попытаемся вместе разобраться в нравственно-духовных аспектах воспитания подрастающего поколения.

Рождество с детьми: что нужно знать детям о православных праздниках?

Рождество и Пасха уже давно отмечены в календаре, как выходные и праздничные дни, наряду с другими праздниками и знаменательными датами в истории государства. Но со времен образования СССР, когда церковь была отделена от государства, атеистическое воспитание подрастающего поколения стало серьезным противовесом религии. Взрослые, продолжая традиции предков, вот уже больше столетия широко отмечают религиозные праздники. При этом дети, с самого раннего возраста, в основном видят только «светскую часть» торжества – застолье, подарки, гулянья, а религиозный смысл для них «остается за кадром».

Разделение наполовину

Под революционным лозунгом «мы старый мир разрушим до основанья» в октябре 1917 года религия и церковь были объявлены большевиками «атавизмом» и «пережитком прошлого». Священнослужители преследовались, а храмы и маленькие церквушки превращались в амбары, конюшни и клубы или просто разрушались.

Строители «светлого коммунистического будущего» с безрассудным энтузиазмом крушили основание российского государства, перечеркивая историю его становления. Историю, в которой нередко случалось, что именно православная церковь становилась духовным скрепом, поднимавшим русский народ на борьбу с внешним врагом. Самые известный пример подвига святых – Сергий Радонежский, Пересвет и их участие в Куликовской битве, с которым дети знакомятся на уроках истории в школе.

Каждое сражение за русскую землю благословлялось церковью, и воины шли в бой «за веру, царя и Отечество», а чуть позже – «за Советскую Родину, за Сталина». Многие солдаты в годы Великой Отечественной войны втайне молились и целовали крест перед боем, потому что Родина и вера оставались самыми мощными духовными скрепами, за которые стоило идти в бой и умирать. Но о Родине тогда можно было говорить открыто, а вера оставалась сокровенной, а еще больше – запретной.

В последние годы советской власти верующие продолжали тайком посещать церковь в праздники, крестить детей, а партийное руководство делало вид, что не замечает этого, и продолжало стыдливо замалчивать факты гонения священников и то, что разрушить вековые православные традиции не удалось, несмотря на репрессивные меры.

Сейчас Рождество, Пасха и Троица отмечены в календаре, как выходные и праздничные дни. Прямые трансляции богослужений в эти дни ведутся центральными государственными каналами, строятся новые и восстанавливаются некогда разрушенные храмы. Люди, по-прежнему, посещают храмы и водят в них детей, не объясняя им смысла происходящего – молчат, видимо, по старой привычке. Разумеется, недосказанное и непонятное вызывает недопонимание, а ведь детям нравится, когда взрослые говорят правду, когда их слова не расходятся с поступками, и когда их не считают маленькими и глупыми.

Религия и светское воспитание: «за» и «против»

Технологии вторглись не только в нашу повседневную жизнь, но и в мир духовенства: религиозные служители на своих сайтах давно обсуждают идею внедрения в школьные программы основ православной культуры, как основы духовно-нравственного воспитания в светских образовательных учреждениях, продвигая свое видение системы воспитания школьников в миссионерско-апологетическом проекте «К истине».

Почему этот проект в общеобразовательной школе воплотить нельзя? Исходя из примеров, приведенных выше, и роли христианства в истории становления и развития России, православную веру можно считать основополагающим началом культурно-исторического кода, духовно-нравственных основ развития общества, не противоречащим общечеловеческим принципам. Нельзя также отрицать, что на определенном этапе истории церковно-приходские школы выполняли и образовательные функции.

Однако на современном этапе, когда уже сформировано многонациональное и многоконфессиональное российское общество, существует обязательное среднее образование для всех, предмет «Основы православной культуры» в школьной программе может стать «яблоком раздора», потому что в средней школе обучаются дети не только из семей, исповедующих православие. Поэтому принцип равенства культурных и религиозных традиций должен оставаться незыблемой основой в системе обязательного государственного образования.

В этой части духовно-нравственного воспитания детей школа должна демонстрировать сдержанность. Хотя, внеклассная работа, как мероприятие, посвященное празднованию Рождества, в целях расширения кругозора, знакомства с народными традициями, которые тоже тесно связаны с православием, в школах проводятся. Но основная роль в формировании отношения к религии отводится семье, и только родители решают, как и в какой степени развивать у ребенка интерес к православию или к другим религиям, или к атеизму, не навязывая, однако, собственных убеждений, оставляя ребенку право выбора.

Как встретить Рождество с детьми?

Советов о том, как провести зимние каникулы и Рождество в семейном кругу, уже достаточно. Но сейчас речь пойдет не о подарках и праздничном меню, а о некоторых деталях этого особенного праздника, имеющего религиозный смысл, потому что дети – отражение наших мыслей и поступков. Духовно-нравственная составляющая праздника намного важнее новогодней мишуры и суеты, поэтому ребенку, как минимум, нужно рассказать, в чем заключается его главный смысл.

Как это сделать:

  • Ознакомительная беседа по библейскому сюжету не должна выглядеть навязчиво и назидательно, а вызывать познавательный интерес у ребенка: чувство такта способствует укреплению духовной связи с детьми;
  • Малышам можно предложить совместный просмотр мультика соответствующего содержания (детям постарше – чтение тематической литературы), с последующим обсуждением и ответами на вопросы;
  • Разговор с ребенком должен быть предельно откровенным; желательно сконцентрировать внимание на общих человеческих аспектах библейской истории, не углубляясь в религиозные подробности;
  • В общих чертах объяснить, как и почему у людей появилась вера в Бога, обратить внимание, что у других народов существуют похожие истории с верой в чудесное спасение, победу добра и справедливости;
  • Выяснить, какие чувства у ребенка вызывает история жизни Христа, сделать акцент на том, что чувства есть у каждого человека, независимо от вероисповедания, и что к ним нужно относиться с уважением (терпимостью), что только так многонациональный народ может жить в мире, а страна процветать;
  • Если планируется совместное посещение православного храма, что допустимо даже в ознакомительных целях, а не для приобщения к религиозности, то детей необходимо заранее ознакомить с правилами поведения в церкви;
  • Слова взрослых не должны расходиться с их поступками – дети это замечают сразу и перестают доверять, прислушиваться к мнению старших; по крайней мере, в рождественские дни взрослым придется следить за своим поведением, не превращать семейный рождественский ужин и обед в банальную вечеринку на глазах у детей.

Разговор в подобном русле вполне приемлем для формирования первого представления о религии у детей, понимания системы духовно-нравственных ценностей, под влиянием которых формировалась национальная идентичность.

Народная мудрость гласит, что Родину, мать и веру не выбирают. Вера, в данном случае – исторический опыт, память и уважение к истории своего народа, и это не идет в разрез с сущностью православной культуры. Более глубокие религиозные познания ребенку не нужны. Даже православная церковь признает, что «путь к Богу» каждый человек выбирает самостоятельно, и, следовательно, его нельзя навязывать не окрепшей, до конца не сформировавшейся личности. Нельзя замалчивать и отрицать, что возникновение и существование религии было обусловлено цивилизационным развитием, как формы допустимых духовно-нравственных норм поведения человека.

Если взглянуть на Рождество глазами самых маленьких, то добрый, светлый праздник похож на волшебную сказку, которая навсегда останется в самых ярких воспоминаниях о детстве, вместе с лицами, словами и поступками близких людей, как жизненный ориентир.

Источники изображений: minsknews.by, lt.sputniknews.ru, 34travel.me

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
959
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1352
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провёл личный приём граждан и ответил на интересующие родителей и педагогов вопросы, связанные с организацией п..
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
15 нояб. 2024 г.
0
2867
Оставить свой комментарий

Ваш город: