Как сообщила «Учительская газета», депутаты Народного Собрания Республики Дагестан внесли в Госдуму России проект закона об изменениях статей 18 и 28 ФЗ «Об образовании в РФ». Парламентарии предлагают на законодательном уровне определить, школа или учитель выбирает учебник и УМК для использования на уроках, а также утвердить одновременный учёт мнений и образовательной организации, и педагогов.
По мнению авторов законопроекта, на сегодняшний день право педагогов на выбор учебников и учебных пособий носит формальный характер, на практике же школа самостоятельно определяет их список, а учитель-предметник уже из него выбирает учебник. Такое положение дел приводит к возникновению конфликтов.
Депутаты Дагестана утверждают: "Мы считаем, что образовательная организация не может самостоятельно определить список учебников, учебных пособий без учета мнения педагогического работника, являющегося автором примерной образовательной программы, в рамках которой он имеет право на выбор учебника. С другой стороны, педагог не имеет права использовать тот или иной учебник, входящий в федеральный перечень, но не включенный администрацией школы в список учебников, реализующих ее образовательную программу. Мнение педагогических работников необходимо учитывать и при формировании федерального перечня учебников путём восстановления обязательного этапа в издании каждого школьного учебника – предварительного апробирования рукописи учебника (до массового тиражирования) в школе».
В пояснительной записке к предложенному для рассмотрения документу отмечается, что отсутствие чёткого понимания в законе, кто выбирает учебники и учебные пособия (учитель-предметник или образовательная организация) «на практике приводит к накоплению в школьных библиотеках большого количества учебников, учебных пособий, заказанных образовательными организациями без учета мнений педагогических работников (учителей-предметников) и не получивших применения в учебном процессе (нецелевое использование бюджетных средств)».
Принятие внесённых на рассмотрение поправок в ФЗ «Об образовании в РФ», по мнению авторов инициативы, «позволит заметно сократить федеральный перечень учебников, повысить их качество, и как следствие – резко уменьшить нецелевые, неоправданные расходы бюджетных средств».