Для родителей, которые отдают своего ребенка на попечение воспитателя или учителя, вопрос о том, как подружиться с педагогом – далеко не праздный. Они прекрасно осознают, что налаживание контакта с учителем поможет, прежде всего, ребенку. И начинать выстраивание дружеских отношений с педагогом нужно уже в детском саду.
Примерно в трехлетнем возрасте, когда появляется необходимость в дошкольном воспитании, у детей начинается период постоянного и продолжительного общения с взрослыми и детьми, не являющимися членами семьи. И порой достаточно непросто приучить малыша к мысли, что теперь он – не «центр Вселенной», что в группе есть такие же дети, требующие внимания. При этом волнуются абсолютно все – и родители, и педагоги.
Первая встреча с воспитателем позволяет родителям произвести поверхностную оценку педагога. В не менее сложной ситуации находится воспитатель: ему предстоит знакомство с новой группой воспитанников и их семьями, каждая из которых является "ларцом" с секретами. И чтобы «подобрать ключики» к ребенку, воспитателю нужно выяснить, в каких условиях и как воспитывался ребенок до прихода в его первый в жизни коллектив. Но тяжелее всего ребенку! Ему придется привыкать к незнакомым людям и обстановке, порой – совершенно непривычному режиму дня, новым правилам, которым придется следовать послушно, вопреки домашним привычкам.
Научитесь управлять материнским инстинктом
В общении ребенка с воспитателем, учителем или другими посторонними людьми, многое зависит от поведения его матери. Мама, как самый главный человек в жизни малыша, который является идеальным примером для абсолютного подражания, как правило, окружает малыша всесторонней заботой и обожанием. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок начинает чувствовать свою значимость и уникальность. Конечно же, изредка малыша балуют вниманием и заботой друзья и знакомые семьи. Но даже при таких встречах ребенок – главное действующее лицо в диалоге, вызывающее у взрослых нежность и умиление.
В детском саду сценарий общения складывается по другим правилам. Там, в группе, один воспитатель и много детей, которые тоже привыкли быть центральной фигурой в своей семье. Естественно, со временем воспитатель познакомится с каждым из них и постарается научить всех детей общению друг с другом. Но во время адаптационного периода спокойствие и уравновешенность ребенка во многом зависит от совместной работы воспитателя и родителей.
Чтобы облегчить ребенку период привыкания к новой обстановке, постарайтесь дать ему опыт общения с посторонними людьми до того, как он переступит порог детского сада. Например, прогулка в парке, на детской площадке, рядом с другими детьми и родителям, которые не вхожи в дом, помогут малышу осознать, что не вся Вселенная вращается вокруг него, что есть другие дети, которых, как и его, любят другие, совершенно незнакомые взрослые люди.
Помогите ему свыкнуться с мыслью, что он не один такой любимый и исключительный, и не спешите, как львица, бросаться на его защиту, если малыш вдруг повздорит в песочнице с кем-нибудь из детей. Не стоит также ссориться и выяснять отношения при детях с мамой другого малыша. Пусть ребенок учится договариваться сам – просто наблюдайте за ним и немного подсказывайте ему, как надо поступить.
Помните: не всегда нужно следовать материнскому инстинкту. Он предназначен для самых экстренных случаев, когда малышу грозит реальная опасность. Любящая мать должна думать о том, насколько успешно ребенок справится с проблемами без ее присутствия и участия, а потому каждый день готовить его к самостоятельной жизни (иногда в ущерб собственному спокойствию).
Не ждите от воспитателя «слепой» любви
Дружба с педагогом, воспитывающем вашего ребенка, в буквальном смысле может не состояться. Не рассчитывайте, что воспитатель будет весь рабочий день тратить на заботу и внимание только к вашему ребенку. Но выстраивание конструктивного диалога и плодотворного сотрудничества, на благо ребенка – обязательное условие для всех участников воспитательного процесса.
Никогда не забывайте о следующих правилах:
- Будьте справедливыми и объективными по отношению к педагогу. Проявите терпение и лояльность при знакомстве, дайте время для знакомства воспитателя с вашим ребенком.
- Деликатно расскажите о характере малыша, его привычках, увлечениях, не требуя такого же отношения и особых условий для своего ребенка. Воспитатель сам поймет, что можно воспроизвести в коллективе, а что нельзя, на что ему следует обратить внимание, а что можно не замечать.
- Расскажите о взаимоотношениях в своей семье, чтобы педагог смог понять, в какой среде воспитывается малыш. Не надо бояться осуждения с его стороны. Воспитателю необходима информация, как и врачу, которому пациенты рассказывают о своих проблемах в ожидании действенной помощи
- Не ждите от воспитателя сплошного восхищения и похвал только вашего ребенка. Его обязанность, в первую очередь, состоит в том, чтобы не демонстрировать открыто своих привязанностей к отдельным воспитанникам. Воспитатель видит ребенка со стороны, и дети вне дома нередко ведут себя совершенно иначе. Приготовьтесь выслушать и принять мнение постороннего человека и педагога без негатива, вдумчиво, объективно.
- Прислушивайтесь к советам педагога. Старайтесь дома, в выходные дни, соблюдать тот же режим дня, к которому ребенка приучили в дошкольном образовательном учреждении. Помните, даже самая незначительная разбалансировка может стать для ребенка дополнительным стрессом. Строгое соблюдение правильного режима очень быстро приносит положительные результаты. Если придерживаться одинаковых требований к малышу в саду и дома, то очень скоро он перестанет капризничать по утрам, собираясь в детский сад. А стабильное эмоциональное состояние ребенка – залог плодотворных развивающих занятий и спокойствия родителей.
«Идеальный педагог» - результат хороших взаимоотношений
Самое главное правило: никогда не обсуждайте в присутствии ребенка действия педагога в отрицательном ключе. Не сомневайтесь, что эмоциональный диалог в кругу семьи не останется незамеченным, даже если родители разговаривают шепотом в соседней комнате. Это – самое худшее, что может произойти. Для ребенка мнение семьи может стать руководством к действию, причем – отрицательному.
Если малыш вдруг пожалуется на воспитателя, не спешите устраивать «разбор полетов» с педагогом. Спокойно, без эмоций расспросите, что сделал ребенок до того, как ему воспитатель сделал замечание или наказал. Постарайтесь его отвлечь от неприятного инцидента, если, на ваш взгляд, действия воспитателя были неправильными. В жизни случается всякое, и случайные люди в педагогике – тоже, но на будущее у ребенка не должно сформироваться стойкое неприятие ко всем педагогам.
Помните, что у жалоб ребенка на воспитательницу или учителя есть и другие мотивы, а не только непрофессиональные действия воспитателя. Список причин – от плохого самочувствия или настроения, как воспитателя, так и ребенка до понятного и простого желания малыша оправдать свой неправильный поступок и обвинить в нем других людей.
Замалчивать такие эпизоды тоже нельзя. Точно так же старайтесь расспросить ребенка обо всех деталях, в разных вариациях и лучше – несколько раз, чтобы понять, где он путается в описании события. После все обдумайте и попросите воспитателя о личной встрече. Честно расскажите об услышанном от ребенка, и постарайтесь вместе найти решение.
Золотое правило педагогики – единство требований. Не создавайте ситуаций, когда у ребенка появляется возможность лавировать между родительской любовью и требовательным педагогом. У родителей и педагогов – общая цель, воспитание ребенка, и только в слаженном тандеме можно добиться успеха.