Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с правилами, которые определяют ребенка как личность, способствуют его последующему интеллектуальному развитию и социальной адаптации, а потому должны присутствовать в жизни каждого ребенка.
В жизни каждого ребенка должны присутствовать правила, которые помогут ему выработать привычки, присущие порядочному, вежливому, отзывчивому, чистоплотному человеку. Однако многие родители очень часто не знают, в каком возрасте лучше всего начинать вводить определенные правила, чтобы ребенок не воспринял их негативно.
Специалисты уверены, что самый оптимальный возраст для введения правил в жизнь ребенка – это период от 4 до 6 лет. В более раннем возрасте малыш не сможет им следовать по причине особенностей своего психологического и физического развития. А внедрение правил в более позднем возрасте чревато их отторжением, поскольку 6-7-летние дети уже воспринимают себя в качестве самостоятельного субъекта деятельности/поведения, и способны манкировать теми правилами, которые им навязывают
Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с правилами, которые определяют ребенка как личность, способствуют его последующему интеллектуальному развитию и социальной адаптации, а потому должны присутствовать в жизни каждого ребенка.
Каким правилам должен следовать ребенок
Уборка
Малыш должен знать, что он обязан сам приводить в порядок свое рабочее место после окончания занятий (убирать игрушки, прятать альбомы/карандаши и т.д.). Нужно тщательно следить за тем, чтобы ребенок всегда следовал этому правилу:
- во-первых, регулярная уборка игрушек способствует воспитанию таких качеств, как ответственность и чистоплотность;
- во-вторых, мама сможет быстрее справиться с работой по дому, и больше времени уделить общению с ребенком.
Посильная помощь
Ребенок должен беспрекословно выполнять маленькие поручения родителей (например, отнести салфетки, принести веник, разложить ложки, оказать помощь в выборе продуктов и т.д.). При этом очень важно, чтобы малыш всегда доводил начатое дело до конца. В свою очередь родители должны всегда искренне благодарить ребенка за любую помощь, которую он оказал. Малыш должен чувствовать, что его помощь высоко ценится и необходима родителям.
Послушание
Очень важным аспектом детского воспитания является установка, которая подразумевает абсолютное послушание дошкольника. Если ребенок сам выполняет полезное дело без указаний родителя, его следует похвалить и поощрить. Это значит, что ребенок хочет участвовать в общественно-полезной деятельности и самостоятельно помочь взрослым.
Базовая вежливость
Ребенок должен знать, что нужно уступать место пожилым людям в автобусе/троллейбусе/трамвае/метро, что нельзя перебивать взрослых, что к взрослым нужно обращаться на "вы" и т.д. Мальчик должен знать, что надо защищать девочек, а девочка – что нельзя "задирать" мальчиков.
Дошкольник обязательно должен быть вежливым и следовать базовым правилам этикета. В психологии этот прием называется заботой об окружающих. При этом важно, чтобы ребенок не забывал и о себе, сохраняя две стороны такой действительности в равновесии.
Гигиена
Дошкольник должен иметь навыки личной и общественной гигиены. К старшему дошкольному возрасту он должен уметь:
- самостоятельно мыть руки перед приемом пищи, после пользования туалетом, уборки, прогулки или игры;
- пользоваться индивидуальными предметами гигиены (полотенцем, расческой, зубной щеткой и т.д.);
- следить за своей опрятностью (замечать неполадки в одежде, содержать вещи в чистоте и т.д.).
Как помочь ребенку освоить правила
Разговор
Нужно обязательно спокойно разговаривать со своим малышом, объясняя ему значимость тех или иных правил (ни в коем случае нельзя повышать голос на ребенка, чтобы он не стал тревожным или испуганным). Систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила, приведет к тому, что их выполнение станет нормой, через которую нельзя переступать.
Помощь
В начале воспитания и обучения можно и нужно помогать ребенку. В таком случае он почувствует необходимую ему поддержку и будет стремиться оправдать возложенные на него надежды. Подчеркнем, что помощь родителей должна ограничиваться именно поддержкой, а не выполнением правила вместо ребенка.
Личный пример
Дети дошкольного возраста отличаются тем, что повторяют действия и привычки своих родителей. Поэтому родители должны не только показывать, как нужно выполнять те или иные правила, но и регулярно придерживаться тех же правил, на собственном примере демонстрируя малышу их важность и значимость.
Точность
Правила, которые устанавливает родители, должны быть четко сформулированы. Это поможет детям не запутаться в том, что им говорит взрослый.
Кооперация
Воспитание должно походить на взаимное сотрудничество родителей, тогда ребенок будет чувствовать, что выполняет особенную роль в семейных взаимоотношениях. Например, если мама сказала, что нужно убрать за собой игрушки, то папа должен поддержать просьбу своей жены. Если папа что-то делает, то мама и ребенок должны оказать ему посильную помощь. То есть, ребенок должен понять, что семья – это единый организм. Такой способ воспитания дошкольника помогает ребенку в самоорганизации.
Естественно, дети могут не любить правила и отказываться им следовать. Однако родители должны создать для дошкольника такие условия, при которых ребенок будет чувствовать себя комфортно и радоваться возможности оказать помощь взрослым. Ну а чтобы процесс воспитания был максимально легким и продуктивным, родителям нужно взять за правило поощрять своих детей даже за самые незначительные достижения.